Важные изменения в сфере ЖКХ в 2024 году по тарифам на услуги ЖКХ, о комиссии при оплате ЖКУ, о проведении капитального ремонта общего имущества МКД, о перепланировке квартиры и иные поправки в законодательной базе

1015

Тарифы на услуги ЖКХ

Повышение тарифов на услуги ЖКХ коснется всех потребителей соответствующих услуг. Однако тарифы изменятся только во втором полугодии 2024 года – с 1 июля.

Напомним, обычно индексация производится два раза в год – с 1 января и с 1 июля, но в прошлом году было принято решение временно "заморозить" индексацию тарифов на ЖКУ. Так, последний раз стоимость услуг ЖКХ повышалась в декабре 2022 года – увеличение было предусмотрено в пределах 9%. Такой предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам РФ был установлен постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2053. В 2023 году тарифы не менялись.

Правительство РФ распоряжением от 10 ноября 2023 г. № 3147-р утвердило:

индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2024 год;

предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период до 2028 года.

Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги упоминало и Минэкономразвития России в утвержденном в сентябре 2023 года Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В частности, там перечислены факторы, влияющие на корректировку параметров индексации. В числе последних – дополнительная индексация цен на газ для всех категорий потребителей, включая население, в 2024 году – на 4,2%, в 2025 году – на 1,2%; дополнительная индексация тарифов на передачу электроэнергии в 2024 году – на 3,1%, в 2025 году – на 1%; дополнительная индексация тарифов на электроэнергию для населения в 2024 году – на 2,9%, в 2025 году – на 1%.

С учетом влияния указанных факторов на затраты ресурсоснабжающих организаций в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения, доли расходов на электро-, газоснабжение в совокупном платеже за коммунальные услуги, индексация платы граждан за коммунальные услуги, по расчетам Минэкономразвития России, составит: в 2024 году – 9,8%, в 2025 году – 5,7%, в 2026 году – 4%.

Напомним, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги запрещается повышать выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утвержденных региональными властями (ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса).

Комиссия при оплате ЖКУ

1 июля 2024 года начнет действовать еще одно важное нововведение. С этой даты с некоторых категорий граждан прекратят взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Причем этот запрет должны будут учитывать при приеме средств в счет оплаты указанных услуг не только кредитные организации, но и платежные агенты, банковские платежные агенты (субагенты).

Запрет не коснется только организаций федеральной почтовой связи – у них сохранится право взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное или неполное внесение такой платы физическими лицами.

При этом взимать комиссию не будут не со всех граждан, а только с тех физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень конкретных категорий должно утвердить Правительство РФ. Поскольку парламентарии, инициировавшие идею ввести рассматриваемый запрет, считают документ социально значимым, они призывают в сопутствующих нормативных актах учесть все категории граждан, которые нуждаются в соцподдержке.

В целом принятие такой меры обусловлено тем, что российское законодательство не содержит обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты ЖКУ. Из-за этого значительная часть населения лишена возможности оплатить эти услуги без комиссии. Потребителям приходится проводить оплату через кредитные организации, с помощью банковских платежных агентов (субагентов) или операторов почтовой связи. А последние могут устанавливать и взимать комиссию за такое посредничество.

Поскольку жилищно-коммунальные платежи являются неотъемлемой и обязательной частью ежемесячных расходов граждан, то для многих сумма взимаемой комиссии (как правило, в пределах 0,2-2% от уплачиваемой суммы) является значимой и представляется несправедливой.

Ожидается, что освобождение хотя бы части потребителей от такой дополнительной финансовой нагрузки положительно скажется на социальном настроении населения и поспособствует защите интересов граждан.

Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Капремонт

Часть поправок направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД с учетом их технического состояния. Согласно поправкам, обследование технического состояния МКД будет осуществляться в целях:

    своевременного проведения капремонта в МКД;

    оценки соответствия технического состояния и систем инженерно-технического обеспечения дома нормативным требованиям;

    определения возможности дальнейшей эксплуатации домов или установления необходимости проведения в них капремонта с определением перечня услуг и работ.

Причем обследование смогут проводить как на основании правового акта субъекта РФ, так и на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. В первом случае оно будет осуществляться за счет средств регионального бюджета, а во втором – за счет средств самих собственников. При этом принять решение о проведении обследования за счет средств жильцов собственники смогут на общем собрании – для этого нужно будет набрать не менее 2/3 голосов.

Проведение обследования будет разрешено только юридическим лицам, являющимся членами саморегулируемых организаций, в соответствии с порядком, который установят в регионе. Также региональным властям разрешат закрепить своим актом правила проведения государственного мониторинга технического состояния МКД, в том числе включающие порядок проведения обследования технического состояния домов. В рамках мониторинга уполномоченный региональный орган будет осуществлять сбор, систематизацию и анализ информации о техническом состоянии МКД.

Наряду с этим органы государственной власти субъекта РФ смогут принимать нормативные правовые акты о:

    порядке проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием МКД;

    порядке организации проведения обследования технического состояния МКД;

    порядке учета результатов такого обследования при подготовке, утверждении или внесении изменений в региональную программу капремонта.

При этом результаты проведенного обследования станут основанием для внесения изменений в региональную программу капремонта. Например, с учетом результатов может быть принято решение о переносе срока проведения капремонта или о проведении в рамках краткосрочных планов работ по восстановлению технического состояния МКД для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Причем принятие решения общего собрания собственников помещений в МКД о переносе срока проведения капремонта в этих случаях не потребуется.

Ожидается, что такие поправки расширят практику проведения технического обследования МКД. А это, в свою очередь, поспособствует повышению эффективности использования средств фонда капремонта и реальному снижению износа жилищного фонда.

Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 561-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

Перепланировка квартиры

1 апреля 2024 года вступили в силу поправки, конкретизирующие нормы Жилищного кодекса РФ о:

О  порядке перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое;

согласовании и проведении переустройства и перепланировки помещений в МКД;

порядке внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН.

Так, процедура перевода помещений, переустройства или перепланировки будет считаться оконченной только после внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Причем последние должны содержать не только сведения об изменении назначения помещения в МКД, но и информацию о границах или площади помещения, об осуществлении государственного кадастрового учета образованных в результате перепланировки помещений и госрегистрации прав на них. Уведомление о завершении переустройства или перепланировки помещения в МКД нужно будет направлять в орган, осуществляющий перевод помещений или согласование.

Внесение изменений в сведения ЕГРН, а также государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на вновь образованные в результате проведения перепланировки помещения будут осуществлять по заявлению органа местного самоуправления. Его нужно направить в орган регистрации прав в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем.

Реализация этих поправок позволит привести к единообразию практику перевода жилого помещения в нежилое или наоборот, проведения переустройства, перепланировки и внесения в ЕГРН полных и актуальных сведений о помещениях в МКД. Новые нормы будут распространяться на случаи переустройства или перепланировки помещений в МКД, завершенные после 1 апреля.

Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 608-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"

Иные поправки

 

Другие изменения касаются, например, расширения полномочий Минстроя России. С 1 января 2024 года от Правительства РФ к Минстрою России перейдут полномочия по утверждению:

типового договора социального найма жилого помещения;

типового договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

типовых договоров найма специализированных жилых помещений.

 

Кроме того, министерство установит порядок и сроки информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению МКД и определит лиц, ответственных за соблюдение требований об информировании.

Хоть эти изменения напрямую и не касаются потребителей, но косвенно могут затронуть и их, поскольку при передаче полномочий, как правило, переиздаются нормативные акты, регулирующие соответствующие вопросы. А значит, могут поменяться и формы, и содержание типовых договоров, а также нормы указанного порядка.

Потребителям нелишним будет знать и о повышении ответственности для организаций, оказывающих им услуги. Речь идет о гарантирующих поставщиках электрической энергии и сетевых организациях. С 1 января 2024 года в случае невыполнения ими обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., а юридическим лицам – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

К тому же с начала года в случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электроэнергии стоимость предоставляемой потребителю коммунальной услуги по электроснабжению можно будет снизить на 7%. Учитывать указанное снижение должен исполнитель, получивший претензию от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией.

Исключение предусмотрено для случаев, если гарантирующий поставщик или сетевая организация не были допущены потребителем до мест установки приборов учета электрической энергии. В этом случае гарантирующий поставщик обязан в течение суток с даты получения претензии направить исполнителю информацию о факте недопуска к местам установки приборов учета с приложением акта об отказе в допуске.

До конца 2024 года продлены полномочия кабинета министров по определению отдельных особенностей регулирования жилищных отношений. В частности, Правительство РФ сможет и в следующем году установить особенности начисления и уплаты пеней в сфере ЖКХ, в том числе пеней за просрочки, связанные с вводом приборов учета, а также особенности предоставления гражданам рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета.

 

Отдельные мероприятия на 2024 год намечены в рамках реализации регионального проекта "Умные города субъекта Российской Федерации". Они предусмотрены методическими рекомендациями по подготовке регионального проекта "Умные города".

В частности, до 31 декабря 2024 года планируется создать системы онлайн-мониторинга энергоданных на территории городов России. Речь идет о такой системе, которая обеспечивает ведение многоуровневого энергобаланса, мониторинга состояния теплосетей, ведения лицевого счета потребителя коммунальных ресурсов и т. д. До того же срока в городах хотят внедрить системы мониторинга выхода из строя объектов ЖКХ.

Предполагается, что до конца 2024 года в городах региона во всех вновь строящихся МКД будет реализовываться система "умный" дом. Также они будут охвачены интеллектуальными системами обращения с отходами, включая твердые коммунальные, находящимися в управлении региональных операторов.

    Статья 15 Федерального закона от 19 октября 2023 г. № 503-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    Часть 2 ст. 2 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 433-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

    Статья 2 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 593-ФЗ "О внесении изменений в статьи 44 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Методические рекомендации по подготовке регионального проекта "Умные города" программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации (направлены письмом Минстроя России от 15 ноября 2018 г. № 45830-АЧ/06)

Планируемые изменения

Законодатель регулярно инициирует рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением потребителей качественными коммунальными услугами и созданием благоприятных условий для проживания граждан в МКД. Несколько инициатив с поправками уже находится на рассмотрении в нижней палате парламента. Число активных законопроектов, имеющихся в повестке текущего состава Госдумы, в настоящее время приближается к 20.

Среди них – законопроекты, направленные на:

унификацию требований о соблюдении тишины и покоя граждан (законопроект № 299053-8);

совершенствование полномочий органов госжилнадзора при осуществлении контроля за проведением капремонта общего имущества в МКД (законопроект № 416434-8);

расширение перечня категорий граждан, которые могут получить жилое помещение по договорам социального найма вне очереди (законопроекты № 473675-8 и № 441537-8);

соблюдение прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан (законопроект № 445620-8);

защиту жилищных прав граждан при признании их нуждающимися в жилых помещениях (законопроект № 601359-7);

введение запрета на привлечение коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (законопроект № 911636-7).

Часть планируемых поправок касается деятельности по управлению МКД. Например, предлагается сократить срок принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Другим законопроектом планируется создать дополнительные условия, препятствующие деятельности недобросовестных управляющих организаций.

Некоторые инициативы затрагивают меры по повышению безопасности в МКД (законопроект № 380534-8), включая обеспечение газовой безопасности (законопроект № 625887-7). Также в планах законодателя – обеспечить возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания через единый портал госуслуг (законопроект № 78299-8) и возможность проведения общего собрания собственников помещений в МКД в виде конференции (законопроект № 232824-7).

Отметим, даже если часть из этих проектов примут, не исключено, что в них предусмотрят иной срок вступления в силу, чем 2024 год, но высока вероятность, что некоторые поправки в случае их одобрения все же начнут действовать в следующем году.

Стоит учитывать, что это не весь перечень нововведений, которые вступят в силу в 2024 году. Вероятно, этот список пополнится поправками, которые будут вносить и принимать в течение 2024 года. При этом учитываться будут и те поправки, которые начали действовать совсем недавно. Например, в декабре 2023 года был упрощен порядок представления председателем совета МКД интересов собственников в суде. Теперь выступать от их имени он может не только по доверенности, но и без нее, если решением общего собрания собственники наделят его такими полномочиями (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 592-ФЗ "О внесении изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации").