15 марта Всемирный день защиты прав потребителей

49

Всемирный день защиты прав потребителей был утверждён в качестве официального события 15 марта 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.

Потребительское движение ежегодно 15 марта отмечает Всемирный день прав потребителей, чтобы привлечь внимание всего мира к правам и потребностям потребителей.

Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему Всемирного дня прав потребителей 2024 года - «Fair and responsible Al for consumers» «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, но его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей. Среди них — распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия.

Интеллект определен структурой умственных способностей человека, в свою очередь, искусственный интеллект  до сего дня точного определения не имеет, лишь отнесен к отросли компьютерной науки, связанной с роботизацией процессов компьютера по непрерывному пополнение знаний и преобразование таковых в суждения, то есть умозаключения, схожие по своим свойствам, а в части превосходящие способности человека.

При этом следует обратить внимание на невиданную скорость распространения областей применения искусственного интеллекта.

Сегодня любой  человек  без специальных познаний может генерировать тексты на заданные темы на разных языках, создавать описания продуктов и услуг, общаться с пользователями, переводить тексты, посты в социальных сетях, создавать изображения по описаниям, проверять информацию,  разработать варианты интерьеров и многое другое.

Согласно открытым источникам треть россиян кратно прибегала к использованию искусственного интеллекта для решения задач в работе или учебе. Однако, пятнадцать процентов россиян считают, что использование искусственного интеллекта в работе или учебе может пагубно сказаться на когнитивных способностях и развитии профессиональных навыков, двадцать три процента респондентов опасаются использовать искусственный интеллект, однако, двадцать процентов считают, что искусственный интеллект экономит время и помогают быстрее справляться с простыми задачами (опрос - исследование российского сервиса).

Широкое применение  искусственного интеллекта находит в сегодняшние дни во многих отраслях экономики:

Сторонники искусственного интеллекта говорят о четвертой промышленной революции, приводя примеры позитивных изменений.

Однако, вместе с представленными возможностями искусственного интеллекта существуют проблемы и возрастающие, вместе с применением искусственного интеллекта, риски использования такового.

Данные, генерируемые искусственным интеллектом  могут использоваться не только для решения выше декларируемых задач, но и для задач, вступающих в противоречие с ожиданиями людей, а подчас и во вред им. Злоупотреблять использованием личных данных могут те, кто собирает и хранит их на основании норм и требований существующих законов, – эти данные могут быть использованы в преступных целях, более того, на сегодняшний момент не существует способов, позволяющих полностью исключить утечку данных и их противоправное использование.

Решения, принимаемые искусственным интеллектом в строгом соответствии с заранее заданным программным алгоритмом прозрачными назвать никак нельзя, решения, принятые не человеком, могут привести к негативным последствиям, в частности в ситуациях, которые не были предусмотрены при разработке протокола данного алгоритма.

Следует обратить внимание на феномен, связанный с воздействием широкого внедрения искусственного интеллекта в повседневную жизнь на психологию, духовную жизнь человека, умные устройства играют в жизни человека все более доминирующею роль, к примеру травля в социальных сетях стала уже социальным явлением, влекущем за собой юридические правовые последствия.

Каждый из нас ежедневно становится покупателем и потребителем, каких – либо товаров, работ и услуг. И каждый надеется, что товары и услуги будут качественными.

Потребитель - это самая незащищенная часть населения, чьи законные права и интересы постоянно нарушаются и нуждаются в защите. Потребитель должен знать и уметь, как восстанавливать и отстаивать свои нарушенные права и воспринимать Закон «О защите прав потребителей» как руководство к действию. Хочется пожелать всем потребителям, упорства в достижении целей, приумножения своих знаний, чтобы Ваши права нарушались как можно реже, а уровень обслуживания на потребительском рынке становился выше. С праздником дорогие потребители!