«ВЫСШАЯ НАГРАДА – НЕ ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ, А ЛЮБОВЬ УЧЕНИКОВ»

32

Школьные годы чудесные… Каждый из нас хотя бы раз хотел вернуться в это время: услышать школьный звонок и вновь встретиться со своими одноклассниками. Вспоминая школьные годы, мы вспоминаем наших любимых учителей. У кого-то – это учитель русского языка, у кого-то – учитель биологии, физики или математики. Но особое место в нашей памяти принадлежит первому учителю. Ведь именно он первым протягивает нам свою руку помощи в преодолении этого непростого, но увлекательного школьного пути.

 

Есть такие семьи, в которых слово учитель звучит каждый день. Семья Фроловых – учительская династия в четвертом поколении: родители Людмилы Алексеевны – учителя. Людмила Алексеевна и ее муж Анатолий Александрович – учителя, дочь Марина Анатольевна работала воспитателем и заведующей в детском саду с. Смагино, внуки Анна и Алексей – преподаватели в ДМШ им. Балакирева в г. Саров. И любовь к педагогическому делу в этой семье, надеется Людмила Алексеевна, не закончится.

Людмила Алексеевна Фролова (Купоросова) родилась в с. Зеленые горы в многодетной и очень дружной семье. С выбором профессии не раздумывала. Папа – учитель труда в Зеленогорской школе и по совместительству работал в детском доме после войны. Мама – учитель начальных классов в Свободинской школе.

«На уроке маме принесли повестку – призывали на фронт. С 1942 года связисткой прошла всю войну: Курск, Западная Украина, Белоруссия, Польша, Германия. После войны она пришла снова работать в школу, а позже – воспитателем в детский дом. Я выросла в атмосфере педагогики: помню с детства, как мама проверяла тетради, а ребятишки всегда к нам приходили – искали повод, чтобы побыть с ней рядом», – вспоминает Л.А. Фролова.

После одиннадцати классов в 1964 году Людмила Алексеевна поступила в Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара на педагогический факультет (дошкольного и начального образования). После окончания института однокурсницы устроились кто куда: Красноярский край, Коми. Людмила Алексеевна отправилась вслед за мужем – Анатолием Александровичем – в Нижний Новгород. В это же время в Елховскую школу требовался учитель начальных классов. «Иван Александрович Молев – директор Елховской школы – предложил работу, не хватало учителей начальных классов. В Нижнем Новгороде я проработала до конца учебного года и уехала в Елховку. Не могла жить в городе, я – сельский житель. И ни разу не пожалела о своем выборе – на одном месте всю жизнь и проработала тридцать четыре года. Я счастлива, что оказалась и осталась именно здесь», – поделилась Л.А. Фролова. А через год и Анатолия Александровича «переманили» в Елховскую школу – он заочно окончил педагогический институт и стал работать учителем физической культуры и технологии.

Так как педагогов категорически не хватало, у молодой учительницы была очень большая учебная нагрузка – класс-комплект – 1 и 3 классы. «Первый урок помню, как сейчас. Классы были большие – по 26 человек. Я долго к готовилась к проведению урока. Составила план. Нас многому учили в институте, но работать с классом-комплектом мы учились сами на своем опыте. Как правильно распределить время, чтобы помочь и первоклассникам, и уделить внимание третьему классу – все это приходило с опытом. Приходилось старших ребят привлекать – помогали малышам и ручку держать, и клеточки считать», – вспоминает Людмила Алексеевна. «Всеми ночами рисовала, красила, клеила наглядные материалы, пособий не было. Перфокарты, красочные картинки, главное, чтобы ребятишкам было интересно и им понравилось. Меня всегда поддерживает муж, и в те непростые времена поддержка от мужа была колоссальная – он и с дочками сидел, и растил их, несмотря на то, что и сам работал учителем», – поделилась Л.А. Фролова.

Коллектив Елховской школы всегда отличался поддержкой и заботой не только об учениках, но и друг о друге. «Поначалу помогла мне освоиться Нина Александровна Бакулина, поддержала, поделилась опытом. Людмила Алексеевна считает, что главное работе – индивидуальный подход, понимание, искренняя любовь и поддержка добрым словом. Это лучшее, что может дать учитель ученику. «Самое главное – любить детей. Без этого работа учителя – не работа. Дети не похожи друг на друга, они не роботы, у каждого есть свои чувства, свои переживания. И главное, нужно вовремя ученику помочь и услышать его».

Также Людмила Алексеевна отметила важность повышения квалификации: «Надо учиться всему. Не стоять на месте. Свою профессию надо знать «от» и «до», чтобы уметь преподать и отдать то, что ты знаешь, другим детям, а не просто отвести урок. А то, чего не знаешь, дети сами научат. Помню, нам во втором классе ввели новый предмет – экономику. Материал сложный. Учебник был один на весь класс. Но мы вместе разбирались, вместе читали».

Людмила Алексеевна очень скромно отзывается о своих достижениях. За преданное отношение и любовь к своей профессии она заслуживает не только признания и уважения: и учитель-методист, и «Отличник народного просвещения», и заслуженный учитель школы РСФСР. «Не люблю, когда обо мне говорят, как о человеке, который имеет какие-то заслуги. Всегда старалась работать не за награды, а на совесть. Я работала, как могла. Не хотелось, чтобы дети чего-то не знали, чего-то не понимали. И в ущерб своего личного времени оставляла ребят после уроков. Не могла не помочь, если вижу, что дети чего-то не понимают или не могут», – отзывается о своей работе Л.А. Фролова.

На вопрос: «Что Вам больше нравилось в профессии учителя?» Людмила Алексеевна ответила, не раздумывая: «Любовь. Я очень люблю заниматься с детьми. И очень тоскую по ним. Не мыслю себя без своих учеников. Не представляю, как бы была без них». С трепетом Людмила Алексеевна перебирает фотографии учеников и делится воспоминаниями. Про каждого ученика говорит с любовью и радостью. Любовь Людмилы Алексеевны взаимная – каждый ее ученик подпишется под словами Анастасии Владимировны Сорокиной – ее ученицы: «Это добрый, справедливый, строгий, с очаровательной улыбкой педагог. Огромное спасибо за терпение, за труд, за веру в нас!».

Людмила Алексеевна старалась прививать детям и свои увлечения. Она хорошо вяжет, вышивает, готовит, играет на баяне. В их большой семье царит любовь и заботливое отношение друг к другу, где все радости и беды делят между собой. Пока мы разговаривали, Людмиле Алексеевне позвонили и внучка, и дочка. Дом Людмилы Алексеевны не бывает пустым. Все праздники семья встречает в большом составе – пусть сейчас дети разъехались, но на праздники все собираются снова, совсем, как в детстве.

Людмила Алексеевна не любит говорить о своих достижениях, не любит, когда к ней проявляется большое внимание. Но обойти стороной таких людей и учителей с большой буквы мы просто не можем! Пообщавшись с Людмилой Алексеевной, каждый что-то вынесет для себя. Как важно относиться ко всему по-человечески, с пониманием. Как важно в этом неспокойном мире найти что-то доброе и светлое. Как важно ценить и любить тех, кто рядом. И всему этому учит жизненный пример Людмилы Алексеевны Фроловой.

М. Усимова