ЮНЫЙ ТАНКИСТ САША ПОГОДИН
Жизнь неумолимо бежит вперёд, и вот уже в наши годы исполняется сто лет со дня рождения участникам войны, рождённым в 1920–1923 годах. Этих молодых солдат, вчерашних школьников на момент войны, очень много. И среди них имя вадчанина, Павла Васильевича Петрова, в декабре 1921 года ему исполнилось тоже сто лет со дня рождения. И хотя его нет с нами уже больше 20 лет, Павла Васильевича хорошо помнят жители Вадского района: скромного человека, общественного деятеля, краеведа и писателя. Его книга об истории Вадского района – пока ещё непревзойдённый труд! Листая написанные им страницы родной истории, не перестаёшь удивляться обилию исторического и фактического материала, простоте и четкости его изложения, сотен имён и фамилий наших прославленных, а иногда и не всем известных, земляков. И заметьте, всё это написано без помощи интернета и других электронных средств!
Я очень люблю перечитывать его статьи в газетах и его книгу. Всегда найдёшь что-то новое, необычное. Его материалы дают не только огромный пласт информации, но и наталкивают на мысль узнать больше, глубже. Иногда меня спрашивают, откуда я беру героев своих очерков? Читаю труды краеведов, воспоминания, разговариваю со старожилами. Сегодня прямо наткнулась на такие строки в книге Павла Васильевича Петрова об истории Вадского района: « … в неполных семнадцать лет погиб в 1944 году в боях за Родину юный танкист Саша Погодин». Скажите, вы бы прошли мимо такого заявления?
Как, юный, как в неполных семнадцать лет? Конечно, сегодня можно многое установить по сайтам Министерства обороны. Открываю скорее сайт «Память народа». Да, вот он, Александр Иванович Погодин, родился в селе Вад в семье Ивана Васильевича Погодина, на фронте с октября 1942 года, старший сержант, радист-пулемётчик танка
«Т-34», первого танкового батальона 159 танковой бригады. Награды: медаль «За отвагу», награждён 5 сентября1944 года, орден Красной Звезды, награждён 13 апреля 1945 года и орден Отечественной войны второй степени, награждён 29 апреля 1945 года, посмертно. В донесении о потерях 159 танковой бригады за апрель 1945 года напротив его фамилии стоит дата: «15.04.45 погиб в бою, сгорел в танке». Медаль и два ордена! Такие высокие награды достойны очень взрослого человека!
Как хорошо, что сайты Министерства обороны дают возможность сегодня проследить историю и военный путь воинских частей: полков, бригад, дивизий и армий, узнать об их мужестве и подвигах. Более того, опубликованы журналы боевых действий полков бригад, армий, где можно узнать о действиях боевых соединений на каждый день. Из этих материалов я узнаю, что 159 танковая бригада формировалась, в основном, в городе Горьком, стояла в районе посёлка Высоково. Оснащалась танками и оружием с горьковских заводов, экипажи формировались из молодёжи завода «Красное Сормово» и всей области. Её героический военный путь в составе первого танкового корпуса начался с битвы за город Полоцк. За одержанную победу и отличия в боях за овладение этим городом 23 июля 1944 года 159 танковой бригаде было присвоено звание Полоцкой. Далее шли бои на территории Прибалтики. Вдумайтесь в полный титул этого воинского соединения: Полоцкая, ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Красного Знамени, ордена Суворова, ордена Кутузова 159 танковая бригада! За каждым из этих званий – кровопролитная битва, героическая победа, подвиг.
За каждой из этих высоких наград танковой бригады – великое мужество и подвиги танкистов, штурмовавших города Литвы, городки Кенигсбергской области и самого города Кенигсберга. Танкистов-героев в этой бригаде десятки, сотни, и среди них имя нашего земляка, радиста – пулеметчика Александра Погодина, награждённого высшей солдатской наградой – медалью «За отвагу», и двумя орденами Родины! В наградных листах на имя Погодина Александра Ивановича отмечается его беспримерное мужество в борьбе с врагами:
«… за период с 6‑го апреля по 9 апреля он уничтожил 2 орудия, 3 пулемёта, разбил ДЗОТ с гарнизоном, уничтожил до 25 солдат и офицеров противника»,
«… в районе мыса Гермау 15.04.45 уничтожил 2 пушки, 3 пулемёта, 6 автомашин, до 19 солдат и офицеров противника».
Последний его бой, 15 апреля 1945 года подробно описан в боевом журнале 159 танковой бригады. Я повторяю запись 77‑летней давности: «14.00. 14 апреля 1945 года. Бригада поднята по тревоге. Командующий 3‑го Белорусского фронта даёт приказ бригаде совершить марш и сосредоточиться в районе Регетен, (это старые немецкие названия городков на территории Восточной Пруссии, ныне Калининградской области, в 1947 году им даны новые, русские названия – А.Т.), где быть готовой к боевым действиям. В 2.00 15.04.45.танки вступили в Войдитен, а в 2.30 встретили противника и атаковали его.
Сбив противника с занимаемого рубежа, танки в 3.00 ворвались в Роменен, а 3.30 полностью очистили его от противника и продолжали выполнять поставленную задачу. Наступать пришлось вдоль дороги. Местность была холмистая с заболоченными низинами. При развёртывании в боевой порядок танки заседали. Маневр был ограничен. Ведя огонь с хода и друг друга поддерживая, танки Первого танкового батальона в 4.40 вошли в Ленгниопен, но дальше продвинуться не удалось. Противник имел в этом месте подготовленные траншеи полного профиля и орудия прямой наводкой вели сильный навесной огонь из глубин. Весь огонь танков и самоходных установок был направлен на подавление огневых точек противника с места. В результате нескольких огневых налётов нашей артиллерии сопротивление противника уменьшилось. Танки развернулись в линию, начали продвигаться вперёд, но в районе Вилкау встретили минное поле, в результате чего один танк из взвода разведки подорвался.
Вызванные сапёры сняли минное поле, батальон прошёл Вилкау и начал наступать на Гермау. Промежуточный рубеж обороны противника проходил по высоте 47,5.
Оборона фашистов была насыщена противотанковой и зенитной артиллерией в несколько рядов. Три раза танки обоих батальонов атаковали противника в лоб и во фланг, но под сильным огнём противника возвращались в исходное положение. Пехота залегла.
Окраины Гермау были завалены разбитой техникой, вооружением и трупами противника. В 21.10 бригада в результате пятой атаки ворвались в Гермау, заставив противника бросить все орудия и технику».
Приказ был выполнен, город Гермау был взят. За сутки бригада потеряла 19 танков, половина из них сгорела под прямым орудийным огнём. Так погиб Саша Погодин, сгорел в танке, проявив беспримерный героизм. До Победы оставалось всего 24 дня.
Так, а что всё-таки с его возрастом? Во всех документах на сайтах Министерства обороны он записан 1922 годом рождения. То есть, по документам, на момент гибели ему должно быть 22 или 23 года! Как узнать точную дату рождения человека, если он родился сто лет назад? Конечно, надо обращаться в ГАНО, Государственный архив Нижегородской области.
Я готовила очерк о Саше Погодине ко Дню Победы и 77‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Еще в апреле я поехала в архив с твердой уверенностью установить точную дату рождения моего героя, но, в связи с ковидными ограничениями, доступ в архив был ограничен. Меня записали на ознакомление с материалами архива только на июнь. Дождалась июня. Лично пролистала «Книгу государственной регистрации актов гражданского состояния Вадской волости Арзамасского уезда, о рождении» за январь – декабрь 1922 года, 549 страниц. (В Вадскую волость в 1922 году входили населенные пункты: Вад, Мордовская, Стрелка, Крутой Майдан, Салалей, Букалей, Морозовка и Щедровка). Нашла рождение многих интересных знакомых мне, в более позднее время, людей, но ни одного рождения Погодина в 1922 году в Вадской волости зарегистрировано не было. Не удалось мне установить дату рождения Саши Погодина и в Вадском отделе ЗАГС, где хранятся документы о рождении с 1928 года. Но здесь мне нашли дату смерти его отца, Погодина Ивана Васильевича. Он умер в 1966 году в возрасте 79 лет. Не рассказываю уже о других попытках установления истины, например, через военкомат, родственников, школьные документы, он был комсомольцем. Установление точной даты рождения Саши Погодина стало делом принципа.
Просматривая газету «Восход» за 1965 год, неожиданно встретила небольшую заметочку того же Павла Васильевича Петрова под заголовком: «Ему не было и семнадцати» и фотографию Саши в танкистском шлеме. В статье Павел Васильевич рассказывает, как мать Саши, Прасковья Александровна, плакала, уговаривала сына и стращала, что пойдет к военкому и скажет, с какого он года. Но он очень хотел стать танкистом, и сказал ей, что если она его не отпустит, он все равно убежит на фронт.
В книге регистрации мобилизованных в Вадском военкомате стоит дата призыва: 10 января 1943 года, и год рождения – 1925. Направлен в 1 танковый полк. Саша был рослым, сильным парнем, поэтому никто не заподозрил подмены. Он попал в танковый полк, а там уж назвался 1922 годом. На фронте взрослеют быстро.
В тихом зелёном городке Русское, бывший Гермау, ныне Калининградской области, на восточной окраине Земландского полуострова, есть братская могила павших советских солдат. Среди 2,5 тысяч имён на памятной стеле есть имя нашего земляка, Александра Ивановича Погодина, юного танкиста Саши, который погиб, защищая нашу великую Родину. Это беспримерный, великий подвиг юного сельского паренька, юного героя, который не должен оставаться в забвении.
А. Ткачева,
член Союза журналистов России.
Фото из интернет-источников
и из архива газеты «Восход»